Первые научные детские площадки появятся в регионах России в 2023 году

15.03.2023

6 марта Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых учёных и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки и образования, состоявшейся 1 декабря 2022 года. В одном из поручений глава государства рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации проекта «Научные детские площадки», предусмотренного планом проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, в том числе в рамках реализации программ благоустройства городских пространств и проектов создания комфортной городской среды.

 

В Десятилетие науки и технологий в регионах России будут построены научные детские площадки. На них ребята в игровой форме смогут узнать о достижениях отечественной науки и работе учёных: от физики и химии до экологии и астрономии. Строительство первых площадок запланировано на май-июнь 2023 года. Всего же в планах первых трех лет проведения Десятилетия предполагается обустроить научные детские площадки не менее чем в 30 российских городах. На них будут размещены игровые объекты, демонстрирующие направления науки, имеющие широкую представленность в том или ином населённом пункте и работу основных законов природы. Так, концепция каждой площадки будет заключатся в том, чтобы создать интерактивный музей под открытым небом, где через игру дети смогут узнать, что такое электричество, как устроена солнечная система, какова скорость распространения звука и как вычислить скорость движения.  

 

Проект первой научной детской площадки представлен в декабре 2022 года на IIКонгрессе молодых учёных – компанией «Лебер», ведущим разработчиком, производителем и поставщиком такого рода решений на отечественном рынке. Во время ключевого события Конгресса - встречи его участников с президентом Владимиром Путиным, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Председатель экспертной группы по верификации научной составляющей проекта «Научные детские площадки», директор малого технологического университетаБГТУ им. В.Г.Шухова Наталье Игоревне Алтынник, удалось лично рассказать главе государства о проекте популяризации науки среди детей и молодёжи.

 

 «В рамках реализации инициативы мы планируем привлечь всех технологических лидеров России и совместно, в соавторстве, разрабатывать научные площадки, показывать ребятам разработки и технологии, чтобы в дальнейшем у них возникало чувство гордости, и они с уверенностью шли в научные сферы. Проект будет интересен детям и взрослым. Научные объекты на детских площадках будут оснащены QR-кодами, перейдя по которым, родители и дети смогут получать не только простые пояснения о научной значимости объекта и принципах его работы, а также просмотреть просветительское видео и узнать о возможностях получения профильного и общего образования в родном регионе», — комментирует планы по реализации инициативы «Научные детские площадки» Наталья Игоревна Алтынник, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Председатель экспертной группы по верификации научной составляющей проекта «Научные детские площадки», директор малого технологического университетаБГТУ им. В.Г.Шухова.

 

На полях II Конгресса молодых учёных проект «Научные детские площадки» стал предметом обсуждений и на особой сессии, которая была посвящена детям и нашему будущему. Представители научного сообщества, государственной власти и бизнеса решали, как прийти к тому, чтобы университет для самых маленьких появился в каждом дворе и стал точкой притяжения для детей и их родителей. 

 

Одной из участниц сессии стала Татьяна Васильевна Мамонтова, ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. По её мнению, производителям научных детских площадок в первую очередь необходимо учитывать специфику региона, где она будет установлена.

«Необходимо вовлекать в науку детей дошкольного возраста с помощью научных детских площадок. Мы спрашивали у школьников и у детей в детском саду о том, кто такой ученый и чем он занимается. Дети сказали, что ученый – этот тот, кто много учится, может что-то починить, изобрести. Это действительно является показателем того, что все наши старания вовлечения молодежи в науку не напрасны и мы работаем в верном направлении. Касательно механизмов распространения, сейчас существует рейтинг научно-технологического развития региона, показатели этого рейтинга будут меняться и возможно необходимо ввести, как один из критериев оценки, наличие научных детских площадок. Тогда регион будет заинтересован. Производителям я хочу посоветовать учитывать специфику региона. Предлагать такие научные детские площадки, которые будут учитывать специфику региона. Тогда мы с самого раннего возраста будем вовлекать детей в науку и помогать поступать в местные вузы, а не уезжать за физикой в столицу», — рассказала Татьяна Васильевна Мамонтова.

 

Как будут выглядеть научные детские площадки, было определено по итогам проведения ряда конкурсов, в том числе конкурса «Нарисуй науку», который направлен на разработку концепций при участии детей и ученых. Благодаря конкурсу «Нарисуй науку» дети приняли участие в разработке и стали соавторами «умных» площадок. Лучшие работы начали интегрировать в проекты научных детских площадок и на их основе создавать малые архитектурные формы. Второй конкурс – «Развитие – Сопр» (социально ориентированные проекты) – поддержал компании-представителей малого бизнеса, желающих создать концепции и установить научные детские площадки. Победителем первого конкурса «Развитие – Сопр» стала компания «Телеконт», развивающая Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в городе Жуковском Московской области. 

 

Принять участие в конкурсе могли компании, относящиеся к налоговым резидентам Российской Федерации и обладающие статусом «Микропредприятия» или «Малого предприятия». Конкурс на создание проектов научных детский площадок «Развитие – Сопр» проводится во второй раз. Заявки, поданные на первый конкурс, сейчас проходят процедуру конкурсного отбора жюри. По итогам конкурсов финансовую поддержку проектам окажет Фонд содействия инновациям.

 

«Площадки должны в игровой форме стимулировать интерес детей к научным дисциплинам, к основам высокотехнологичной промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, вопросам улучшения экологической ситуации и др. Для этого дошколятам и маленьким школьникам не надо ехать в областные и даже районные центры, где уже появились объекты аналогичной направленности – научные музеи, кванториумы. Научные детские площадки должны стать элементами каждодневной комфортной среды обитания придомовых территорий», — отмечает российский учёный, советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Михайлович Бортник.

При создании научных детских площадок и оценке конкурсных проектов учитывались комфорт и безопасность. Например, детские площадки должны быть удобными для посещения и самостоятельного использования детьми, находиться в шаговой доступности от домов или образовательных учреждений, находиться на открытом воздухе, иметь антивандальную защиту. Важно, чтобы проекты, а затем – и сами площадки соответствовали самой идее инициативы «Научные детские площадки» Десятилетия науки и технологий и в игровой форме могли заинтересовать детей наукой и профессией ученого. 

Глобальная задача состоит в том, чтобы распространить в масштабах всей страны опыт проектирования площадок, на которых ребенок не только развивается физически, но и познает базовые научные принципы. В настоящее время уже сформирован каталог научных детских площадок для работы с регионами, в котором представлено 7 альтернативных проектов, включающих 18 концепций. Также в 2022 году создан и представлен проект научной детской площадки в Сочи, который будет реализован в 2023 году. Разработаны эскизы и концептуальное наполнение площадок для городов Дубна и Жуковский Московской области (консультационное сопровождение проекта ведут Объединённый институт ядерных исследований и Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского). А Министерство просвещения Российской Федерации разработало проект научной детской площадки в «Артеке».

 

Инициатива, представленная в Десятилетии науки и технологий, может кардинально изменить отношение к детским площадкам и инфраструктуру развивающего досуга города в целом. Проект будет способствовать не только вовлечению детей в науку, но и в целом обогащению городской среды, делая её разнообразной.